Египет:

отдых в Египте, отели Египта, путевки, горящие туры, карта Египта


Древний Египет: культура и религия

На протяжении тысячелетий древнеегипетская культура отличалась относительной замкнутостью и самодостаточностью, была мало подвержена внешним влияниям. Ей был свойственен глубокий консерватизм и верность издревле установленным принципам; новые веяния неизменно наталкивались на сильное сопротивление. В своей основе она воплощала страх человека перед неуправляемой природной стихией и преклонение перед властью фараона как организатора и хранителя мирового порядка. Ведущим образом египетской культуры являлся образ Великой Реки – Нила, – а ее ведущей идеей – идея вечности. Концепция застывшего времени и застывшего пространства выразилась в своей совершенной форме в самых знаменитых памятниках египетского гения – пирамидах.

Религия

Египетскую религию трудно изложить в систематизированной форме, ибо ее сущность заключена не в теологии, а в культе. Она отличается крайним разнообразием; теология не смогла оказать на нее решающего унифицирующего воздействия.

Народные верования и культ существовали задолго до возникновения государства, их следы обнаруживаются еще в 6–4 тыc. до н.э. Для ранней формы египетской религии характерны обожествление окружающего мира и всех его элементов (деревьев, животных, жилищ, сил природы и т.д.) и особая живучесть животного культа. Первоначально египтяне почитали самих животных, наделяя их магическими свойствами: повсеместно был распространен культ ястреба и кошки, в отдельных областях поклонялись крокодилу и гиппопотаму. Позже в животных стали видеть воплощение тех или иных богов: черный бык с белыми пятнами олицетворял бога плодородия Аписа (Мемфис), крокодил – бога воды и разлива Нила Себека (Фаюм), ибис – бога мудрости Тота (Гермополь), львица – богиню войны и палящего солнца Сехмет (Мемфис), кошка – богиню радости и веселья Баст (Бубаст), сокол – бога охоты Гора (Бехдет) и пр. Постепенно пантеон антропоморфизировался, однако зооморфные черты, как правило, сохранялись и сосуществовали с антропоморфными: Тот превратился из ибиса в человека с головой ибиса, Баст из кошки в женщину с кошачьей головой, Гор из сокола в человека с головой сокола и т.д. Особое значение имели бык и змея. Считалось, что в начале начал все боги и богини были быками и коровами разного цвета. Культ быка в древности связывался с почитанием вождя племени, а после возникновения государства соединился с культом фараона: так, на празднике в честь тридцатиления своего правления фараон появлялся в одежде с привязанным к ней сзади бычьим хвостом. Змея олицетворяла как зло (Апоп, враг Солнца), так и добро (богиня плодородия Рененутет, богиня Нижнего Египта Уто).

Со временем в каждой общине складывается свой пантеон из местных богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, животных, растениях и др. Среди них выделяется бог-глава местного пантеона, создатель данной территории и проживающих на ней людей, их господин и покровитель – солнечные божества Атум (Гелиополь) и Гор (Эдфу), боги земледелия и плодородия Сет (восточная Дельта), Амон (Фивы), Мин (Коптос) и т.д. Затем возникает особый культ бога погребения, владыки «города мертвых» (некрополя), – Сокара в Мемфисе, Анубиса в Сиуте, Хентиаменти в Абидосе. Позже появляются общеегипетские боги, не связанные с определенной местностью, – Ра (Солнце), Ах (Луна), Нут (Небо), Геб (Земля), Хапи (Нил).

В то же время некоторые локальные культы распространяются за пределы своих общин: благодаря миграциям и завоеваниям боги переселяются вслед за своими почитателями на новые территории, где их отождествляют или связывают отношениями родства с местными богами. В результате создаются божественные триады: в Фивах к супружеской паре бога земли и плодородия Амона и богини погребений Меритсегер добавляется в качестве сына бог войны Менту из соседнего города Гермонта, а потом Меритсегер заменяется богиней восточной части Фиванского округа Мут, а Менту – богом луны Хонсу из другого примыкающего к Фивам района (фиванская триада); в Мемфисе бог земли Птах сливается с погребальным богом Сокаром, затем приобретает супругу в лице богини войны Сехмет из соседнего Латополя, которая превращается в богиню неба, а ее сын, бог растительности Нефертум, становится их общим сыном (мемфисская триада). Самым ярким примером поглощения одних богов другими с сопутствующей узурпацией функций является Осирис, бог-покровитель города Бусирис, который ассимилировался с бусирисским богом Деду, с богом Нила из соседнего Мендеса и с абидосским богом погребений Хентиаменти; в итоге он стал божеством Нила, производительных сил природы и загробного мира; центр его культа переместился в Абидос.

На следующей стадии происходит сближение общеегипетских богов с наиболее влиятельными родственными им местными богами: Ра отождествляется с солярными божествами Атумом и Гором, Ах – с лунарным богом Тотом, Нут – с небесным божеством Хатор, а Хапи – с Осирисом. С объединением государства рождается культ верховного бога, которым становится главное божество столицы или родного города правящей династии. Параллельно возрастает значение божеств наиболее крупных центров – мемфисского Птаха, абидосского Осириса, гелиопольского Атума.

С воцарением V династии, происходившей из Гелиополя, главным египетским божеством провозглашается Атум-Ра, и солярный культ распространяется по всей Нильской долине, хотя ему и не удается подавить все местные культы, особенно в центральных и южных провинциях. Создается первая теологическая концепция, цель которой – превратить как можно больше богов в солярных и отождествить их с Ра. Эта судьба постигла богов земли и плодородия Птаха, Мину, богов Нила Осириса и Хнума. Возникает полумонотеистическая система, в которой разные божества суть разные функции или разные стадии бытия одного единого бога, таинственного и недоступного: Ра-отец – вчерашнее солнце, Ра-сын – сегодняшнее; божественный жук Хепера – утреннее, Ра – полуденное, Атум – вечернее, Осирис – скрывшееся на западе (умершее). Формируется цикл солярных мифов, связывающих акт творения с рождением солнца из цветка лотоса или от огромной небесной коровы; солнце рассматривается как демиург: первые боги Шу (воздух) и Тефнут (влага) появляются в результате самооплодотворения солнца, проглатившего собственное семя, а люди – из его слез. Первые поколения богов образуют гелеопольскую эннеаду (девятку), которая почитается во всем Египте. Возникает цикл мифов о солярных богов, в которых отражаются представления о смене времен года и суток (миф об уходе и возвращении в Египет дочери Ра Тефнут, знаменующих начало и прекращение засухи, миф о ежедневном рождении и проглатывании солнца богиней неба и др.) и о борьбе солнца с мраком и злом (миф о победе Ра над змеем Апопом). Повсеместно возводятся святилища Ра, вокруг которых концентрируется большое число жрецов.

В эпоху Среднего царства солярный культ успешно завоевывает Верхний Египет: фаюмский Себек превращается в Себека-Ра, фиванский Амон – в Амона-Ра. Культ Амона-Ра приобретает особое значений благодаря возросшей политической и экономической роли Фив. В эпоху Нового царства он достигает своего пика, чему не могут помешать даже религиозные реформы Эхнатона. Амон-Ра рассматривается в этом период как демиург и как царь богов; правящий фараон считается его сыном. В южных областях фиванское жречество создает настоящий теократический режим.

В то же время с периода Среднего царства конкуренцию солярным культам начинает составлять культ Осириса как бога воскресающей и умирающей природы и как владыки загробного мира; распространяется цикл мифов о нем, о его супруге Исиде и сыне Горе (убийство Осириса его братом Сетом, злым богом пустыни, поиски и оплакивание Исидой тела своего мужа, победа Гора над Сетом и воскрешение им своего отца). К началу II тыс. до н.э. культ Осириса становится средоточием всех заупокойных верований. Если в эпоху древнего царства с Осирисом отождествлялся только покойный фараон, то в Среднее царство – каждый умерший египтянин. Мифология Осириса нашла отражение в многочисленных обрядах. В начале весны устраивались мистерии Осириса, воспроизводившие в драматической форме основные эпизоды его мифической истории; в финале водружался особый столб «джед», символизировавший возрождение бога и всей природы. К этим мистериям приурочивался обряд коронации, во время которого молодой фараон играл роль Гора, а умерший изображался в виде восседающего на троне Осириса. Как олицетворение Осириса в его функции бога плодородия фараон совершал главные земледельческие обряды: бросал в Нил свиток с приказом реке разлиться, первым взрыхлял мотыгой почву для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, по окончании полевых работ приносил благодарственную жертву богине Рененутет.