Египет:

отдых в Египте, отели Египта, путевки, горящие туры, карта Египта


Боги Древнего Египта

РА (Ре), древнеегипетский солнечный бог; с древнейших времен отождествлялся с богом-творцом Атумом из Гелиополя. Обычно его изображали в виде человека с головой сокола и называли Ра-Харахти («Ра – Сокол горизонта»). Согласно одной из многочисленных легенд об этом божестве, Ра вышел из первобытного водного хаоса и создал всех живых существ, весь видимый мир. Будучи верховным богом, он поддерживает мировой порядок и ежедневно «обозревает» свои владения. Каждый день в облике солнца он пересекает небосклон в своей божественной барке; его сопровождают боги Сиа («Понимание») и Ху («Действенное Слово»), они – исполнители его воли и в то же время «орудия» бога-творца, посредством которых он осуществляет свою власть.

По другой версии древнего мифа отцом Ра был Геб (земля), а матерью – Нут (небо); каждый вечер мать проглатывает его и он возвращается в ее утробу, а на рассвете следующего дня Нут рождает его вновь. Египетский царский род династии, происходившей от жрецов бога Ра, провозгласил доктрину, согласно которой царь является подлинным сыном Ра, сыном по плоти, и с тех пор главным титулом всех фараонов стал «сын Ра». Многие почитаемые божества отождествлялись с Ра и получали «комбинированные» имена: Амон-Ра, Собек-Ра, Хнум-Ра и т.д. В результате даже малоизвестным местным божествам приписывались качества верховного солнечного бога. Наиболее значимым символом Ра был обелиск.

АМОН (Амун), первый фиванский бог, который стал почитаться во всем Древнем Египте. Когда правители Фив основали XVIII династию, изгнавшую из Египта завоевателей-гиксосов и захватившую сирийские территории (в северном направлении – до Евфрата), Амон превратился в главное божество всего Древнего Востока. Его называли Амоном-Ра и изображали в облике человека, голову которого венчает солнечный диск, обрамленный двумя страусовыми перьями. Эхнатон (правил ок. 1379 – 1362 до н.э.) запретил почитание Амона, заменив его культом солнечного бога Атона. После смерти Эхнатона Амон был восстановлен в своих правах верховного бога.

ОСИРИС, древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленатой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира. Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски – разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ). Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно мужской силы, чтобы зачать Хора. Младенец родился в должный срок в окруженном болотами Хеммисе, и там Исида растила его, пока его сил не достало на то, чтобы бросить вызов Сету и отомстить за смерть отца. Другой миф рассказывает, что Осирис был просто утоплен в Ниле. Осириса почитали во многих местах, но главным центром его культа был город Абидос в Верхнем Египте, где, как рассказывается в мифе, была погребена его голова. Там ежегодно устраивались «мистерии Осириса»: разыгрывалось театральное действо, воспроизводившее его борьбу с врагами (главным образом с Сетом), зрители оплакивали исчезновение (т.е. смерть) бога, громко причитая или даже нанося себе увечья, а затем шумным ликованием встречали его «воскресение». Как царь мертвых (титул земного царя перешел от него к Хору) Осирис возглавлял загробный суд, на который рано или поздно должен был явиться каждый мужчина и каждая женщина и где взвешивались человеческие сердца, а противовесом служило перышко Правды. Египтяне надеялись, что, прибегнув к магии, они после смерти уподобятся Осирису, царю подземного мира, а в стране блаженных могут даже превратиться в самого Осириса, который победил смерть.

ПТАХ, бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства сотворившим человека и мир; его верховный жрец в Мемфисе носил титул «управляющий ремесленниками». Мемфисские богословы, приписывавшие «своему» богу большее значение, чем гелиопольскому Ра, разработали величественную теорию, согласно которой Птах создал все сущее посредством своего сердца (замысла) и языка (слова). Этот «мемфисский богословский трактат» был записан на каменной плите в правление царя Шабаки (716–701 до н.э.). В иероглифическом тексте на плите сказано, что надпись является копией древнего, изъеденного червями папируса. Со временем образ Птаха слился с образами Сокара и Осириса и даже стал ассоциироваться с заупокойным культом. В Мемфисе, где Птах всегда оставался верховным божеством, наряду с ним почитали его супругу Сахме и сына Нефертема.

ХАТХОР, в древнеегипетской мифологии богиня неба, отождествлялась с планетой Венерой. Ее имя, буквально означающее «дом Хора», указывает на то, что она была женой или матерью Хора, солнечного бога, ассоциировавшегося с Юпитером. Обычно Хатхор изображали в образе коровы, либо женщины с коровьей головой или с украшением на голове из коровьих рогов (с солнечным диском между рогами). Хатхор – богиня любви и деторождения, музыки и танцев, веселья и радости; ее также почитали как богиню, сотворившую мир, покровительницу женщин и проводницу в мир мертвых. Однако, подобно некоторым другим древним божествам, связанным с планетой Венерой, Хатхор имела и устрашающее обличье. В этом обличье она именовалась Око Ра и изображалась как львиноголовая богиня Сахме. В одном дошедшем до нас тексте, известном под названием Истребление человечества, рассказывается, как Хатхор-Сахме устроила страшную резню, но потом смягчилась и спасла тех, кто еще оставался в живых. Иеровоам I, первый царь Израильского царства, женатый на египетской принцессе Ано, по-видимому, отождествлял Хатхор с божеством, спасшим евреев во время исхода из Египта. Согласно Иосифу Флавию (Иудейские древности) и Библии (3 Цар 12:28-29), Иеровоам устроил культовые центры в Дане и Вефиле, противопоставив их Иерусалимскому храму. В каждом из них он установил изваяние «золотого тельца» со священной тетраграммой (четырьмя согласными священного имени Бога – JHWH). Народу он объяснил свой поступок так: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». «Золотые тельцы» – изображения Хатхор.

АНУБИС, древнеегипетский бог загробного мира. В ранний период развития египетской религии это – шакалообразное божество, пожирающее умерших. Позже Анубис сохранил лишь отдельные черты, выдававшие его животное происхождение. Будучи богом некрополя Сиута (Ликополя), Анубис занимал подчиненное положение по отношению к главному богу этого города Упуату («Открывателю пути») – солнечному божеству, имевшему облик волка. Подобно Тоту, Анубис был проводником умерших по Аменти («Потаенное место», «Запад») – так называлась область загробного мира, пройдя через которую душа попадала в палату Осириса, и там сорок два божественных судьи решали, послать ли ее на «Поля Иалу» (буквально «Поля Тростника» – изобильная страна блаженных) или же предать мучительной и окончательной смерти. Из сборников заклинаний, когда-то составлявшихся для фараонов V–VI династий, позднее выросла Книга мертвых. Одна из версий этой книги, включенная в т.н. Папирус Ани, проливает свет на религиозные верования египтян, живших во время XVIII династии, и на их представления о потустороннем мире. На иллюстрации к 125 главе изображен сам Ани, склонившийся в почтительном поклоне перед заседателями Великой судебной палаты, и его жена Туту. В углу зала установлены весы, за правильностью действия которых наблюдает шакалоголовый Анубис. На левой чаше весов – сердце Ани, на правой – перо, символизирующее Истину и праведность поступков. Анубис, которого греки отождествляли с Гермесом, в египетских текстах обычно фигурирует как сын Осириса. Но еще до того, как египтяне признали его сыном царя загробного мира, он считался богом умерших, поэтому в последующие эпохи его изображали бродящим среди могил в пустынных окрестностях Сиута.

ИСИДА, древнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу, она дочь бога земли Геба и богини неба Нут, а также сестра и одновременно супруга Осириса, мать его сына Хора. Египтяне отождествляли всех своих фараонов с Хором; поэтому каждый фараон считался сыном Исиды и законным наследником Осириса. Со временем образ Исиды вобрал в себя образы многих других богинь, и, что особенно важно, образ богини жатвы Рененут (Термутис). Исиду часто отождествляли с Хатхор, богиней планеты Венеры. Из-за того, что в мифе Исида выступает как верная супруга Осириса, сумевшая уберечь от всех напастей младенца Хора, люди считали ее источником магической силы, и чаще всего именно к ней обращались за помощью в случае болезни или другой беды. Исида была особенно популярна в Нубии, области, располагавшейся к югу от Египта. Главный ее храм на живописном острове Филы затоплен Асуанским водохранилищем. В эллинистический период (4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.) культ Исиды распространился по всему Средиземноморью, а еще через четыре века – несмотря на противодействие римских властей – по всем уголкам Римской империи.